Журнал уборок в медицинских учреждениях

Учетный журнал уборок в медицинских учреждениях – бумажный реестр, предназначенный для контроля соблюдения графика дезинфекции, очистки помещений. В таком документе указываются даты генуборок, поддержка санитарно-гигиенического режима, исполнители, ответственные работники. Ведение является обязательным, для заполнения используются унифицированные формы и таблицы.
Журналы учета
Для клиник, профильных больниц, диагностических и других Центров, работающих в области медицины, необходимо соблюдение санитарных правил. Они направлены на предупреждение распространения инфекционных болезней, ухудшения эпидемиологической ситуации.
В реестре указывают такие сведения:
- дата уборки в отделении и конкретном помещении;
- используемые средства для чистки;
- сотрудники, отвечающие за проведение клининговых работ, дезинфекции.
В медучреждениях используют такие варианты бумажных регистров:
- учета медотходов;
- контроля выполнения сестринских манипуляций;
- соблюдения безопасности;
- журнал генеральных уборок в медицинском учреждении;
- проведения стерилизации, дезинфекции и другие.
Периодичность генуборки составляет от 1-го раза за 7 дней. Точный график составляется индивидуально, при необходимости клининговые работы проводят чаще. Даты записей в реестре и утвержденном режиме должны совпадать.
Содержание:
- порядковый номер для каждой строки;
- дата, на которую запланирована уборка;
- наименование, точная концентрация дезинфицирующего средства (жидкость, порошок, гель и другие);
- фактическое число, когда проведен клининг;
- подпись, ФИО сотрудника, который выполнил работы;
- сведения об ответственном (контролирующем) работнике.
Каждый столбец заполняется, пропусков не должно быть. Важно не допускать многочисленных исправлений или неточностей. При необходимости неверные данные аккуратно зачеркиваются, выше ставится верная информация.
Частота генеральной уборки для отдельных помещений:
- медицинские общие палаты – еженедельно;
- терапевтические кабинеты – ежемесячно;
- операционные – 1 раз в 7 дней;
- процедурные – каждую неделю;
- помещения в стоматологических клиниках – 1 раз в неделю;
- палаты для роддомов – каждые 12 суток;
- лаборатории – ежемесячно.
Для ЛПУ любого типа требуется регулярно выполнять клининговые работы, направленные на поддержку чистоты, предупреждение распространения заразных, опасных болезней. Одним из этапов выступает ведение документации. Также специальные правила касаются дезинфектантов, хранения таких средств в специально отведенных местах вместе с уборочным инвентарем, регламент также касается мест, которые необходимо регулярно убирать, обрабатывать дезрастворами.
Правила и способы выполнения уборки
При выполнении уборочных мероприятий для ЛПУ необходимо придерживаться определенного порядка:
- завотделением или главврач утверждают списки и графики мероприятий по поддержке чистоты и соблюдения санитарных норм;
- периодичность – в среднем раз в неделю, но допускается это делать чаще;
- ответственным сотрудником назначают старшую медсестру;
- работниками используются СИЗ, специальные халаты, фартуки, чистая обувь, хранить их следует в выделенном помещении;
- перед клинингом медикаменты, инвентарь и прочие материалы переносятся в чистые кабинеты, оборудование, мебель сдвигаются.
Способы очистки:
- Используют дезсредства с такими компонентами, как дезактин, хлоронтоин и другие. Все предметы, мебель и прочее оснащение тщательно промываются, затем протираются ветошью. Через 15 минут работы по обработке повторяются. Следующий шаг – орошение пола, стен, а также потолка. Обязательно применение перчаток, маски, защитных очков. В палате или кабинете требуется выполнить проветривание, после чего разрешено вносить материалы и предметы, убранные ранее.
- Предварительная мойка мыльно-содовыми растворами, после чего поверхности протираются составами без хлора. Это повышает качество обеззараживания, убирает сложные загрязнения.
Дезинфекция
Для уборки в медучреждении любого типа применяются только те средства, которые прошли госрегистрацию. Подобная продукция, используемые концентрации и другие сведения обязательно отражаются в специальном журнале. В реестр записывают даты дезобработки, наименования используемых продуктов, параметры.
В соответствии с установленными правилами все используемое санитарное и техническое оборудование перед применением требуется также обработать. Для этого подбирают дезрастворы, которыми протирают инвентарь. Но предварительно нужно проверить, насколько выбранное средство подходит для конкретной поверхности, не станет ли оно причиной повреждения.
Правила обработки:
- после нанесения, во время экспозиции после нанесения состава в помещении не должно оставаться людей;
- обязательно наличие проветривания;
- остатки дезпрепаратов устраняются смоченными в воде тканевыми салфетками, требуется использовать средства защиты;
- для обеззараживания воздуха в помещениях применяют облучающие лампы из расчета 1 Вт мощности на 1 кубометр, длительность – до 1 ч, информация по таким облучениям вносится в специальные журналы;
- повторное обеззараживание длится полчаса;
- после завершения очистки инвентарь повторно обрабатывается;
- в реестр вносятся сведения о завершении генуборки.
Заполнение документации требуется в любом случае, даже при привлечении клининговой компании. Для сотрудников агентства требуется оборудовать отдельное помещение, они ведут не только внутренние реестры для ЛПУ, но и собственные документы.
После завершения всех работ по очистке и дезинфекции выполняется контроль. Эффективность определяется при помощи таких критериев:
- проверка поверхностей, наличия или отсутствия органических остатков;
- стойкость микроорганизмов к физическим, а также химическим методам;
- используемая концентрация дезсредств;
- способы, время выдержки, общая длительность обработки.
Для оценки результата используют визуальный и бактериологический методы. Чаще используется первый, его достаточно, чтобы определить эффективность клининга. Второй рекомендуется для объектов с эпидемиологическим значением. Он является вторым этапом контроля, заключается во взятии проб через 2 часа после завершения манипуляций в помещении, лабораторных исследованиях. Уровень чистоты считается недостаточным, если при визуальном осмотре выявлены пыль, разводы, следы загрязнений и остатки биологических жидкостей.
Требования к заполнению
Для внесения сведений следует придерживаться определенного порядка. Записи делают по порядку, пропускать графы или строки, чтобы иметь возможность записать информацию позже, нельзя. Также существуют следующие правила:
- Сведения для каждого помещения вносятся отдельно. Указывают наименование, отделение, где была выполнена генеральная уборка.
- Дата выполнения работ. Раз в неделю выполняют генуборку, полную дезинфекцию в соответствии с установленными в медучреждении правилами. День соответствует внесенному в план, отклонения не допускаются.
- Названия применяемых дезинфицирующих средств и материалов, которые применяются сотрудниками, концентрация. Если во время клининга нужны различные средства, которые перечисляются.
- ФИО работника, подпись (для исполнителя и уполномоченного сотрудника).
Используемые реестры перед использованием надо пронумеровать, прошить, использовать пломбу для защиты от фальсификации сведений. Хранить документацию нужно в отделении, после окончания свободного пространства для записей регистр передается в архив, где и содержится в течение установленного срока.